Владыка Иоанн

митрополит Белгородский и Старооскольский
Родился
1 сентября 1960, Иркутск
Образование
1) Иркутский государственный университет (1982 г.) 2) Ленинградская духовная семинария (1988 г.) 3) Ленинградская духовная академия (1992 г.)
Семейное положение
Неженат
Сайты и соцсети
Резюме

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета. Митрополит Иоанн возглавляет комиссию по духовной безопасности при Полномочном представителе Президента РФ по Центральному федеральному округу, а также является членом Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В 2012 г. назначен главой новообразованной Белгородской митрополии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря поселка Чернянка Белгородской области.

Медиапортрет

Про священнослужителей в социальной сети

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что большинство молодых людей проводит своё время в информационном пространстве, в социальных сетях, при этом необходимо, чтобы они там общались со священнослужителями.

«Почему это так важно сегодня? В дискуссии, касающейся актуальных вопросов о смысле жизни, семьи, вопросов будущего, важно сделать так, чтобы голос священнослужителя всегда присутствовал при этом. Нам важно создать такие площадки, потому что не хватит всех нас для того, чтобы встретиться, скажем, со студенческой аудиторией. Зная то, что множество молодых людей сейчас находятся в этой виртуальной реальности, нам необходимо участвовать в формировании направленности дискуссии по тому или иному вопросу. Я знаю священнослужителей, которые успешно осуществляют эти программы. Мне кажется, благочинным надо стимулировать, когда кто-то из священнослужителей ведёт форум. Надо помогать ему, обозначать проблемы, которые необходимо обсудить на этом форуме, тогда мы многие проблемы, которые встают перед нами сегодня, могли бы решить», – сказал владыка. (ИА «Бел.Ру»)

О крещении в сознательном возрасте человека

Владыка уверен, что если крещение происходит в сознательном возрасте человека, то с ним перед таинством необходимо проводить соответствующую беседу.

«Просто крестить сегодня губительно. Потому что люди, не зная веры, в дальнейшем наполняют своё сознание каким-то суррогатом», – сказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (ИА «Бел.Ру»)

Про посещение кладбища в день Пасхи

Как считает глава Белгородской митрополии, традиция посещать кладбище в день Пасхи особенно укрепилась во времена Советского Союза, т. к. это был единственный способ отмечать праздник. Изначально же она идёт от первых христиан. Они праздновали Пасху в катакомбах и совершали Божественную литургию на могилах мучеников.

«Думаю, не существует запрета посещения кладбища на Пасху. Существует запрет на совершение заупокойных богослужений. Потому что Христос воскрес. Когда люди собираются на Пасху и приводят в порядок могилки своих предков, в этом нет никакого греха», – сказал владыка. (ИА «Бел.Ру»)

Про нравственность и основы православной культуры

«В обществе колоссально много нравственных запросов на чистоту, открытость взаимоотношений, верховенство закона. И сейчас, если бы восстановили преподавание основ православной культуры, то дети могли бы совершенно спокойно воспринять те ценности, о которых мы очень много говорим. Давайте сделаем так, чтобы это были наши жизненные ценности, а не просто рассуждения. Моё мнение, что сегодня как никогда востребована православная культура». (ИА «Бел.Ру»)

«Мы с каждым годом из-за нового закона об образовании теряем потенциал налаженной системы преподавания основ православной культуры, а ведь никто порой не понимает, что та мирная обстановка в нашей области в значительной степени обеспечивается теми молодыми людьми, которые прошли через обучение основам православной культуры, которым говорили о мире, о примирении, о необходимости почитания Бога, родителей, традиций. Это колоссальная воспитательная роль. А когда мы говорим о создании солидарного общества, то на какой основе мы можем его создавать, если наши дети не будут знать истинных ценностей, нравственных ценностей?» (ИА «Бел.Ру»)

Про любовь и семейные ценности

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что демографическая проблема начинается с ответственного отношения к семье.

«Главное – любовь как дар Божий нуждается в постоянном воспитании. Семья, отношения внутри семьи, отношение к традициям. Самое большое достижение России сейчас — это защита семьи. Нам надо семью возвышать и охранять. Помогать молодым, чтобы у них был образец для подражания. Учиться любить, сострадать как венценосные страстотерпцы». (ИА «Бел.Ру»)

Про любовь и фанатизм

В чём отличие истинной любви от фанатизма? Подобно тому, как глобализация стандартизирует, так и фанатики. Например, закон шариата заменят светские законы. В чём главная проблема? Эти люди абсолютно не видят в другом человеке образ подобно Божьему. Они считают, что все должны ходить, как они. И этот фанатизм заключён в том, чтобы внешние формы сделать главными, чтобы все были одинаковы. Здесь нет любви, здесь есть только желание подлинного навязывания под видом религиозных благ, поэтому всегда Церковь говорит, что истинная любовь – это просветление, единство и многообразие. Любовь не ищет своего, а фанатизм всегда ищет своё в абсолютном послушании. (ИА «Бел.Ру»)

Про ток-шоу

Посмотрите, что происходит на телеканалах. Они же хамят друг другу. Плюют, проклятия шлют. Издеваются, как хотят. И это всё транслируют. А потом говорят: почему мы такие нетерпеливые.

Думаю, что надо выключать телевизор, когда начинается любое ток-шоу. Ничего хорошего там не скажут. Все роли распределены. Они получают деньги в одной кассе. Почему я должен смотреть этот спектакль, хамский, абсурдный? (ИА «Бел.Ру»)

Про параллельные миры

Мы не знаем, где, на какой планете есть ещё жизни. Планеты с обратной стороны солнца нам не видны, там возможна какая-то жизнь, цивилизация. Но, как у Вознесенского, параллельные миры, думаю, существуют. (ИА «Бел.Ру»)

О неоязычестве

Неоязычество, к сожалению, сейчас распространяется и в различных структурах, связанных с охраной государства. Это удобно: человек не отвечает за свои действия, способен на преступление, оправдывая это жертвой. В России мы ответственны за громадную территорию, на нас колоссальное напряжение, и если мы будем сталкиваться друг с другом, это может привести к гибели цивилизации. Неоязычники – губители России. (ИА «Бел.Ру»)

Про преграды для развития волонтёрства

Две причины, которые стоят на пути развития нашего добровольческого движения. Это политизация, от которой бежит большинство молодых людей, и поголовная коммерциализация этих проектов. Евгений Степанович правильно поднял вопрос: куда вкладывать средства на развитие добровольчества? С моей точки зрения важно иметь ресурсные центры, где будут готовы некие программы, куда добровольцы могут вложить свои знания, силы и время. (ИА «Бел.Ру»)

Про религиозные граффити в Белгороде

«Если эти граффити не кощунственны, являются выражением искренних чувств молодых людей, то это надо приветствовать. Потому что такой порыв изобразить Божью Матерь или ангела, если он родился у молодого человека, значит его сердце наполнено этими образами. Важно, чтобы это было сделано достойно, с любовью и хорошим вкусом».

Главное – это должно быть законно, отметил владыка.

«Тут ещё очень важно соблюсти какую-то меру, чтобы это не приносило неудобства людям, скажем, на фасаде частного дома – это будет нарушение закона. Это надо делать в каком-то отдельном месте. Может, властям надо подумать о том, чтобы перед праздниками отвести такое место и устроить конкурс на такой вид современного искусства». (ИА «Бел.Ру»)

Про гадания

Я должен сказать, что в крещенские вечера готовятся к Крещению. А вот это [гадание], как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: всякая нечисть там восстаёт перед Рождеством, как Ирод Великий восставал. Гадание – это служение сатане, очень многие люди, которые были подвержены различным спиритическим опытам – вызываниям духа, гадания, где суженый должен появиться, – потом искалеченными оказываются духовно. Человек приходит на исповедь, а он безвольный человек. Нужно много приложить усилий, чтобы возвратить ему эту волю. (ИА «Бел.Ру»)

О моде на бороду

На Руси была такая традиция: борода подчёркивала прежде всего то, что человек живёт самостоятельно, что он является семьянином или монахом. То, что он уже избрал определённый путь жизни. Также борода – символ принадлежности к православной церкви. Это естественное наше состояние, это то, что из нашего тела. А не то, что мы приносим в наше тело. (ИА «Бел.Ру»)

Биография

1990

Принятие монашества

1993 - 1995

Епископ Белгородский, викарий Курской епархии

1993

Епископская хиротония

1999 - 2012

Возведён в сан архиепископа

2012 - по н.в.

Возведён в сан митрополита