Posted 8 апреля 2020,, 08:37

Published 8 апреля 2020,, 08:37

Modified 17 сентября 2022,, 16:59

Updated 17 сентября 2022,, 16:59

Павел Сапожников: Коронавирус – провокация, подтверждающая общий закон экономики

8 апреля 2020, 08:37
Генеральный директор ООО «ГК ЭПС», в структуру которого входит компания «Грибы Белогорья», рассказал о ситуации, которая сложилась на предприятии в связи с коронавирусом.

Какова текущая ситуация с грибным комплексом? Из-за коронавируса не возникло сложностей с реализацией продукции, с отправкой в другие регионы?

Что касается сбыта продукции, безусловно, продажи упали. Продукция сегмента «ультра фреш» в условиях сегодняшних реалий не столь востребована, как продукты с длительным сроком хранения. И сети на 30-70% снижают объёмы заявок. Ситуация характерна как для поставщиков грибов, так и тех, кто выращивает огурцы и томаты. Неизвестно, сколько продлится режим самоизоляции, многие отправлены в отпуск без содержания, а накопления есть далеко не у всех. Всё это сказывается на покупательской способности населения и выборе продуктов. В основном люди приобретают акционные товары и продукты первой необходимости. Свежие овощи к таковым отнести сложно.

Насколько известно, своего компостного двора у вас пока нет. Не возникает ли проблем с поставкой компоста, покровной почвой и другими расходными материалами, без которых на производстве не обойтись?

Если говорить о производстве, на технологическом процессе ситуация непосредственно в настоящее время никак не сказалась. Отгрузка компоста и покровной почвы поставщиками произведена в соответствии с намеченными графиками. Единственный момент: возникают риски с запланированными объёмами сбыта, о чём было сказано выше. Но пока производственные графики не пересматривали.

Парадоксально, но столкнулись с проблемой приобретения средств индивидуальной защиты у местных поставщиков. Не можем закупить перчатки, т.к. из-за карантина не работает ни одна оптовая база, ни один профильный магазин. Держать в запасе большое количество такого рода расходных материалов даже в мыслях не виделось необходимым до сегодняшнего дня.

В связи с карантинными мероприятиями непонятна ситуация и с набором персонала. Сейчас самое время позаботиться о подборе и обучении сотрудников – сборщиков грибов, бригадиров – а регион в режиме самоизоляции.

А как обстоят дела со строительством второй очереди? Тут удалось заблаговременно позаботиться о поставках стройматериалов и оборудования?

По поставкам стройматериалов пока ситуацию нельзя назвать критичной. Однако, к примеру, от изготовителей и поставщиков сендвич-панелей из минваты, а также потолочных и стеновых профлистов письмо о том, что наш заказ будет изготовлен по завершении карантина, получили. А понимания, сколько продлится карантин, с учётом того, что производство расположено в Подмосковье, — на данный момент нет. Опасения, что возможны задержки по срокам поставки, — не беспочвенны.

При строительстве первой очереди использовалось оборудование из Голландии. Не скажется ли на сметной стоимости проекта ситуация с валютными колебаниями?

О зависимости от валютных колебаний и возможном увеличении сметной стоимости проекта можно сказать, что мы не зря в своих решениях следовали программе импортозамещения. Львиную долю основного технологического оборудования для второй очереди закупаем у российских производителей. Однако есть перечень оборудования и комплектующих, которые вынуждены приобретать у зарубежных поставщиков по причине отсутствия отечественных аналогов. И тут, скорее всего, будут изменения стоимости в сторону увеличения.

Какие сферы бизнеса, по-вашему, пострадают сильнее всего в нынешней ситуации?

Вспоминаем общую тенденцию кризиса – эту диаграмму волн. Сначала развивается сектор реальной экономики, завязанный на производстве, затем – сопутствующие производства, после – непроизводственная сфера, своего рода надстройка над производством, которая начинает на нём условно «паразитировать».

Производственная сфера – она понятна, не буду туда вдаваться. Но она может вытянуть чётко определённый объём непроизводственной «надстройки». Пусть на меня не обижаются владельцы салонов красоты, ресторанного бизнеса и им подобные, в рамках общей глобальной экономики — это непроизводственная сфера. Так вот, 20% производства может удержать не более 80% непроизводственной сферы. При достижении этого порога всё рушится. Цикличность прослеживается чётко, на сегодняшний день она определяется 12 годами. То есть за этот период развивается производство, обрастает непроизводственной сферой, после достижения пика всё падает, и начинается новый цикл.

Раньше этот цикл был более продолжительным по времени, но со временем он будет сокращаться. Этому есть чёткое экономическое обоснование. Будут ли в пиковый момент те или иные раздражающие факторы, провоцирующие эти процессы? Конечно, будут. Но это всего лишь провокация. Коронавирус – одна из провокаций, чтобы лишний раз подтвердить общий закон экономики. И работники непроизводственной сферы, как и «белые воротнички», должны понимать, что в заданное время наступит момент, – не нами определённый, – когда они окажутся без работы и вынуждены будут брать в руки кирку, лопату, садиться в трактор и тому подобное и начинать производить товар или услугу. После этого опять наращиваем штат «белых воротничков», и снова – вниз. Плохо или хорошо, но это – закономерность. Нравится это или нет, от наших настроений ничего не поменяется: таков закон экономики.

Удивительно. Если сравнивать мировую экономику по этим вот циклам, то развитие производственной части – практически одинаково. На первом месте продукты питания, после – товары первой необходимости, дальше уходим в ту же стройку, сопутствующие товары. А вот развитие околопроизводственной и непроизводственной сфер имеет серьёзнейшие отклонения. Это могут быть биржи, банки, IT-технологии, ресторанный бизнес. Причём, смотришь по объёмам денег, которые вращаются в той или иной отрасли, и на каждом новом подъёме – они иные. Причём трансформируются очень сильно. Будет ли на новом подъёме популярно и востребовано то, что пользовалось успехом на предыдущем? – Вопрос. Кому-то повезёт, а кому-то – нет. Но на то бизнесмен и бизнесмен, чтобы искать пути, думать, что развивать и как жить дальше.

А на первоначальной фазе, когда человек будет стоять перед выбором – купить буханку хлеба или пойти в салон красоты – он купит буханку хлеба. Пока у него не начнёт формироваться избыток дохода, который можно потратить на свой комфорт, – возвращаясь к той же красоте, к тому же ресторанному бизнесу и индустрии развлечений, – он не будет тратить на это деньги. Поэтому сначала он купит хлеб, потом – масло, после – мясо, затем, наверное, мобильный телефон, далее – телевизор, следом – автомобиль. Вот в этой цепочке – мобильный телефон или салон красоты – уже вопрос спорный. То ли он со старым смартфоном походит, то ли нестриженым.

Однако за спадом обязательно последует рост, и надо сконцентрироваться на этом. Посему рассматриваем кризис как толчок для роста, как поиск своих сильных сторон, перенастраиваемся и продолжаем развиваться.

"